Гильманова Гульнур Ильдаровна, старший воспитатель

Педсовет: «Проблемы перехода из дошкольного звена в начальное и пути их решения»

                             "Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.

Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В.А.Сухомлинский).

 

Звучит аудиозапись на школьную тематику «Учат в школе».

Зав: Мы рады приветствовать вас в стенах нашего ДОУ, надеюсь, что у нас сегодня  получится заложить фундамент  сотрудничества  и взаимодействия и получить огромное удовольствие от совместной работы.

Уважаемые коллеги сегодня наша встреча проходит в педагогическом кафе. Перед вами лежит меню, но для того чтобы приступить к трапезе, мы поприветствуем друг друга. Упражнение приветствие «Радостная встреча».

Ст.в:Сегодня наша встреча будет проходить не просто за чашечкой кофе, сначала мы поговорим о необходимости преемственности.

Проблема преемственности и психологические трудности перехода с дошкольной ступени образования на школьную,  необходимость реальной преемственности отдельных ступеней системы отечественного образования —  проблема давняя, но особо  актуальна становится на современном этапе совершенствования образования.

Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с введение ФГОС ДО стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования.

В целом проблема организации преемственности содержания образования затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу.

До введения ФГОС ДО готовность к школе ребенка оценивалась усвоенным  объемом знаний и умений.

На вопрос, «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы?» учителя начальной школы часто отвечали и отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым,  уже на входе в школьную жизнь предъявлялись к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускали и пропускают (гимназии, лицеи) через входные испытания.

Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям, стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что  это и будет залогом их успешной учебы.

Построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня  требует нового подхода.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Ст.в.: Так что же такое преемственность в вашем понимание? (высказывания)

Я предлагаю Вам нарисовать герб преемственности детского сада и школы, так как вы ее понимаете это слово.

Ст.в.:На основании проведенных исследований педагогический коллектив ДОУ выявил основные проблемы, возникающие  при переходе из дошкольного звена в начальное, и наметил пути их решения:

· Хотелось бы первой проблемой выделить проблему подготовки детей к школе. И вот здесь хочу процитировать  слова детского психолога Леонида Абрамовича  Венгер, «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». А более подробно о подготовке детей к школе нам расскажет воспитатель подготовительной группы Эльвира Маратовна Давлетбердина.

Выступление воспитателя Давлетбердиной Э.М.

· Вторая не менее важная проблема, это проблема адаптации детей к школе. Адаптация к школе - переломный период, когда меняетсяместо ребенка в системе общественных отношений, появляются новые обязанности,увеличивается нагрузка на детскую психику. Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. Начало школьного обучения приходится на кризис 7 лет. Предлагаю послушать наших коллег из школы № 1 о том, как детям облегчить этот сложный для них период.

Выступление учителей

· При рассмотрении третье проблемы мы поговорим, об изменение требований.

Сначала у ребёнка были в детском саду одни требования, с переходом в начальную школу появился другой перечень требований, а также прав и обязанностей. И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать, и не запутаться, где что надо делать.

Ст.в.: Я вам предлагаю немного отдохнуть и выполнить практическое задание:

Тест «Умеете ли Вы слушать?»

До того, как что-нибудь сделать внимательно послушайте мои указания.

1. Напишите печатными буквами имя в правом верхнем углу листа.

2. Обведите Ваше имя.

3. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратиков.

4. В каждом квадратике поставьте крестик.

5. Напишите свою фамилию вверху посередине листа.

6. Под Вашим именем напишите свой номер телефона или 100.

7. Громко назовите номер, который вы написали.

8. Обведите этот номер.

9. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.

10. Обведите этот знак треугольником.

11. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до1.

12. Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении №4.

13. В верхней части листа проделайте три маленькие дырочки.

14. Громко крикните: «Я все закончил!»

Теперь, когда Вы все внимательно прослушали, выполните только задания один и два.

Посмотрите, даже нам взрослым очень сложно понять с первого раза, что именно нужно сделать, а каково нашим детям!

Всем известно: для того, чтобы построить дом, нужно заложить надёжный фундамент, и уже на нём возводить само здание. Тоже самое и в обучении - если есть, т. е. хорошо развиты память, внимание, умение мыслить и рассуждать, сформирована учебная мотивация, то можно с уверенностью сказать о его успешном обучении в школе.

Одним из показателей готовности ребёнка к школе является устойчивое, произвольное внимание.

Произвольное внимание малыша двух - двух с половиной лет составляет не более трёх минут. Это то время, на которое ребёнок может сосредоточиться в этом возрасте. К дошкольному возрасту объём произвольного внимания возрастает, в среднем, до двадцати минут.

В норме, в 6 - 7 лет ребёнок уже вполне может спокойно сидеть, слушать взрослого, выполнять различные задания по инструкции и самостоятельно.

Но как добиться, чтобы ваш ребёнок умел сосредоточиться, слушать, наблюдать, был терпелив и внимателен?

Есть дети - те, которым тяжело сосредоточиться, усидеть на месте, дослушать до конца. Что же делать, если у вашего ребёнка внимание кратковременное, ему трудно сконцентрироваться? Не спешите отчаиваться. Существует много игр, упражнений, которые помогут развить внимание.

Давайте мы с вами тоже немного поиграем.

Игры Васильцова И.А.

· Но как сделать так, чтобы ребёнок захотел учиться, узнавать новое, постоянно двигаться вперёд? Высокий уровень обучаемости связан с познавательной активностью. Известный детский писатель С.Я.Маршак писал:

Он взрослых изводил вопросом “почему?”

Его прозвали “маленький философ”,

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с тех пор он больше никому

Не досаждал вопросом “почему?”.

Давайте узнаем, а готовы ли вы, родители, к школе?

Конкурс «Познавательный»

В этом конкурсе необходимо ответить на все вопросы правильно.

1. Сколько месяцев в году? (12)

2. Лошадь в детстве? (Жеребенок).

3. Дом автомобиля? (Гараж).

4. Прибор для глажки белья? (Утюг).

5. Номер телефона скорой помощи? (03).

6. Жгучая трава? (Крапива).

7. Что значит «прикусить язык»? (Замолчать).

8. В какое время года птицы вьют гнёзда? (Весной).

9. Когда дети идут в школу? (Осенью).

10. Назовите цвета радуги? (к о ж з г с ф)

11. На каком дереве растут жёлуди? (Дуб).

12. Закончите пословицу «Сделал дело… » (Гуляй смело).

13. Сколько дней в неделе? (7)

14. Мама телёнка? (Корова).

15. Дом совы? (Дупло).

16. Прибор для стирки белья? (Стиральная машина).

17. Номер телефона пожарных? (01).

18. Какой травой лечат раны? (Подорожник.)

19. Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать).

20. Когда листья опадают? (Осенью).

Вывод: Вот видите, даже вы, зная, казалось бы, все, справились не со всеми заданиями, вот так и наши дети не всегда справляются с заданиями. Поэтому не судите их за это строго, а разъясните и помогите «добыть» недостающие знания.

Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать наблюдаемые события. Но помните, что как только интересное и новое станет рутинным, обязательной повинностью, оно не принесёт ожидаемого результата. Познавательный интерес ребёнка постепенно угаснет.

И ещё одним важным секретом я бы хотела поделиться с вами. (Психолог демонстрирует рисунок с изображением мамы, кормящей малыша). Всем вам хорошо знакома эта ситуация. Мама кормит маленького ребёнка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести её ко рту малыша, которому останется только проглотить еду. При таком способе кормления и время экономиться, и нет риска, что всё вокруг окажется в каше.

(Психолог демонстрирует второй рисунок с изображением малыша, который ест сам).

Здесь ребёнок ест сам, перепачкав всё вокруг в каше. Мама находится рядом, присматривая за малышом. Конечно, в этом случае и маминого драгоценного времени уходит больше. И хлопот тоже существенно прибавляется.

Оба способа приведут к желаемому результату – ребёнок будет накормлен и сыт. Но первый малыш просто поел каши, тогда как второй, приобрёл неоценимый житейский опыт, хотя и создал столько неудобств маме. Пока первый ребёнок ел, второй – учился! И не просто учился есть, а учился управлять своим телом, координировать движения, сохранять терпение. Ведь такое простое действие как набрать в ложку каши, а потом поднести ложку ко рту, не выронив содержимое, не говоря уже о том, чтобы попасть ложкой в рот – серьёзный труд! Но взрослые чаще создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застёгиваем пуговицы, стираем, завязываем шнурки, заправляем постель, собираем игрушки за детьми. А через несколько лет удивляемся тому, почему наш ребёнок несамостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него всё делают и всё решают. Секрет в том, что в детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать всё за них.

А сейчас, уважаемые родители, мы попросим, Вас собрать нам портфель.

Игра «Собери портфель»

Понадобится заранее вырезанный портфель из ватмана и маркеры двух цветов). Я прошу, Вас сложить в этот портфель те качества, которые как вы считаете, необходимы нам в общении с детьми. Что бы Вы хотели изменить, добавить, пожелать каждому из педагогов. (Родители пишут: юмор, доброта, внимание….)

Вывод: Главной целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности и др. Следует не забывать о формировании социальных умений и навыков будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

На сегодняшней нашей с вами встречи мы рассмотрели всего несколько проблем, а их гораздо больше. И их мы должны решать вместе, в содружестве. Таким образом, преемственность – это трехсторонний процесс. С одной стороны – детский сад, с другой стороны – начальная школа, а с третьей стороны - родители. 

И в завершение нашей встречи я предлагаю вам игру «Связующая нить»

Нам надо встать в круг. Мы будем по кругу передавать клубок, и предлагает участникам высказаться: охарактеризовать своё настроение, рассказать о чувствах, что понравилось, а что нет и почему, какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания.

Игра - упражнение «Связующая нить».

12 декабря 2022 в 13:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.